В начале 2010 года собралась группа йогов, пожелавших совершить паломническое путешествие по Индии – Ятру. В ходе этой поездки они посетили общины, члены которых и сейчас живут жизнью, глубоко укорененной в том Учении, которое передал нам Йоги Бхаджан. Главной надеждой и целью участников Ятры был обмен опытом, вдохновение друг друга и объединение на духовном уровне, за пределами культур и религий. Здесь мы представляем вашему вниманию интервью с Карта Сингхом о его взгляде на то, как в наше время возможно применение Учения, чтобы жить настоящей осознанной жизнью и тем самым способствовать исцелению планеты.

ГУРУ ДЭВА КАУР: Ятра – это паломническая поездка, путешествие, обусловленное глубокой тоской по Истине, истине, которую невозможно отыскать в книгах. Давайте назовем это истиной сердца. Что вы надеялись найти?

КАРТА СИНГХ: Первоначальный импульс исходил от учителей Академии тренеров АНС, которые как-то спросили меня о том, как же все-таки наилучшим образом сохранить Учение Йоги Бхаджана. Одним из таких способов, несомненно, является создание архива, содержащего достаточно материала, собранного в очень плодотворный период более чем 30-летего преподавания. За это мы должны быть благодарны Институту Исследования Кундалини, поставившему себе целью создание Библиотеки Учения, которая находится в процессе построения. Но в то же время я задался вопросом, а есть ли и в нынешние дни в нашей традиции живые примеры Дхармы, Сат Сангата и Гурмукх-йогов. Я надеялся найти реальных людей, с которыми мы могли бы познакомиться, у которых можно было бы поучиться, потому что недостаточно просто сохранять Учение, записанное на бумаге, неважно в какой богатой форме. Учение должно быть применимо в наше время. Сейчас люди находятся в поиске способов того, как жить подлинной, осознанной жизнью. На сегодня тот путь, что предлагается Сикхами Восточной Дхармы, представляет собой вовсе не то, что описывал нам Йоги Бхаджан. Сикхская Дхарма, как я выяснил, превратилась в еще одну религию, выпестованную систему верований, высохшую и ставшую довольно скучной, и не представляющей интереса для будущих поколений. Именно поэтому мы вступили на землю Гуру в поисках истинной Дхармы.

ГД: Что вы подразумеваете под истинной дхармой?

КАРТА: Дхарма не имеет ничего общего с религией. Дхарма начинается, когда мы изменяем свое видение с «Я» на «МЫ». Через йогу мы входим в глубокий процесс самопреобразования. В дхарме мы познаем друг друга. Это наша система отсчета, где мы начинаем жить тем, что в нашем понимании есть истинно, и это такое своего рода коллективное посвящение. Мы оставляем свои семьи и культурные корни для создания новой культуры, которая поддерживала бы нашу душу и нашу судьбу. Мы начинаем жить друг для друга: как истинное сообщество, Сат Сангат, где мы объединяемся вокруг Гуру, в чем есть неотъемлемая мудрость созидания. Подумайте о Дхарме как о праведной жизни. Это жизнь в соответствии с более великим планом. Мы отбрасываем свои личные схемы во имя служения человечеству в целом. Йоги Бхаджан оставил огромный пласт Учения, включающего в себя не только крийи и медитации. Он обучал нас тому, как жить жизнью, возвышающей нас день за днем. Это именно то, что он называл йоговским образом жизни. Простые вещи помогают нам осознанно создавать новые привычки. Как просыпаться, как отходить ко сну, что есть – и это лишь малая часть. Учение поддерживает нас в воспитании в себе постоянной осознанности и понимании последствий наших действий. Мы говорим: где есть Дхарма – нет Кармы, все, что с нами происходит, происходит не просто так. Дхарма даст вам направление и цель. Вы будете развивать понимание того, как направлять себя и понимать свою позицию.

ГД: С чего Вы начали свой поиск?

КАРТА: Существовали люди, которые были близки к Йоги Бхаджану. Баба Вирса Сингх был одним из таких людей – основатель Гобинд Садан – «Божественного Дома без Стен». Это огромная международная община различных вероисповеданий, расположенная к югу от Дели. Ее история началась в далеком 1968 году. Довольно интересен тот факт, что Йоги Бхаджан, его жена и трое их детей внесли свой вклад в основание этой общины. Мы даже видели колодец, который Йоги Бхаджан помогал рыть незадолго до своего отъезда в Америку. Эти двое мужчин имеют много общего. Они оба родом из Пенджаба, из окрестностей Лахора – в наши дни второго по величине города Пакистана. В то время как семья Йоги Бхаджана была одной из богатейших и образованнейших в той провинции, Баба Вирса Сингх рос в простых условиях, без какого бы то ни было формального образования. Его духовная сила впервые была распознана, когда он был еще ребенком. В юности, когда он находился в поиске духовного руководства, ему явился Баба Сири Чанд, мистик 16го века и старший сын Гуру Нанака. Так Баба Вирса Сингху была дана мантра «Ек Онг Кар Сат Нам Сири Вахэ Гуру». Таким образом, существует четкая линия передачи, с которой связаны и мы, и существует много вещей, которые мы находим и в нашей традиции: медитация на Имени, чтение Джап Сахиб, выполнение севы и ранний подъем, чтобы начать день с вознесения благодарения Богу и самонаблюдения. Однако Баба Вирса Сингх никогда не изучал йогу. Его путь оказался иным. Он понял, что он достигнет своей цели через напряженный физический труд и мантры. И по сей день община повторяет мантру, данную ему когда-то свыше, во время работы в садах и на полях, что образует их экономическую основу. Также у них есть практика молитвы днем и ночью. Одному из членов общины было поручено присматривать за хаваном, священным местом вечного целительного огня, который горит постоянно с тех пор, как был впервые зажжен. И этот человек ни разу не пропустил ни дня – это только один пример преданности этих людей.

Мы были благословлены возможностью пережить на себе удивительное воздействие их духовной практики. Начав возделывать 40 лет назад бесплодные до того пустоши, они в итоге получили пышные поля и сады, урожайность которых превышает любые ожидания. Жизнь и учение сикхских Гуру являются моделью всей практической работы, однако Баба Вирса Сингх постоянно ссылается на учения всех пророков, над которыми не властно время. Лично мне было очень интересно посмотреть различные пути опыта сикхизма, лежащие за пределами эксклюзивности Кхалса. Гобинд Садан демонстрирует, как сила прикладной осознанности может стать неотъемлемой частью обычной жизни. Община следует Дхарме в очень простых условиях, при этом невероятно эффективно. Повторяя мантру, совершая севу и благословляя землю через осознанное земледелие, они создали место, где происходят чудеса и исцеление.

Меня особенно тронуло их уважение ко всему мирозданию. Их жизни вращаются вокруг естественного потока. Как лесник по профессии, я чувствовал, будто возвращаюсь к основе основ. Проживание в Гобинд Садан заставило меня осознать, что существует огромная потребность в воссоединении с землей, если мы хотим процветать и создавать будущее.

ГД: То есть Вы хотите сказать, что существует взаимосвязь между жизнью в Дхарме и простой, естественной жизнью, подчиненной ритмам природы?

КАРТА: Это определенно нечто, на что нам следует обратить внимание. Все общины, которые мы посетили, практикуют тот или иной вид осознанного хозяйства и глубоко заботятся об окружающей их среде. Община Нирмалов, например, известна своей глобальной поддержкой движения за чистую воду. А фактически это начиналось как местная инициатива. Несколько лет назад они решили очистить русло реки Кали Бейн, которая была в состоянии разрухи на тот момент. Как гласит история, Гуру Нанак купался в этой реке. И это также то самое место, где он исчез, чтобы вновь появиться спустя три дня, очищенным, с Мул Мантрой на устах. Вся община приняла участие в проекте, который был полностью основан на севе. Они очистили огромный участок русла реки, медитируя и повторяя мантру, вдохновленные глубокой заботой о природе. В течение семи лет они восстанавливали русло реки так, чтобы вода снова могла течь свободно. Сегодня вы можете пить эту воду – что удивительно, поскольку раньше река более походила на огромный резервуар сточных вод, чем на природный ресурс. Закончив свою работу, Нирмалы обратились к властям с планом по очистке использованной воды, так чтобы река постоянно могла питаться чистой водой. В настоящее время Сант Балбир Сингх, их духовный лидер, путешествует вокруг земного шара и помогает инициировать проекты по очистке воды. Он также уважаем в Организации Объединенных Наций и других глобальных организациях, постоянно ратующих за сохранение одного из наших самых драгоценных ресурсов. То, что Нирмалы сделали – и все еще делают, – является впечатляющим примером того, как дхарма может способствовать очищению нашей планеты – очень практично и эффективно.

ГД: Кажется, что с посвящением себя в духовную практику можно буквально горы свернуть.

КАРТА: Ну, эти люди очень много работают. Многие из них выполняют тяжелую физическую работу от рассвета до заката. Существует различие в отношении, как бы то ни было. Все совершается как благочестивая практика, как медитация в действии. Если вы понаблюдаете за этими людьми, то почти никогда не увидите их усталыми, напряженными или опустошенными. Совсем наоборот: они чувствуют себя воодушевленными и подкрепленными. В их присутствии каждый становится полностью осознающим свой человеческий потенциал – а как часто мы довольствуемся меньшим. Фактически, Баба Вирса Сингх продолжает подчеркивать, что все, чего он хочет, это становиться лучшим человеком.

В этом отношении Намдхари, которых мы также посетили, живут беспрецедентным видением совершенства. Они поддерживают такой уровень служения, мастерства и чистоты, который очень вдохновляет и одновременно дарит смирение. Никогда, например, я не видел такой чистой и живой воды. Невероятно, особенно в Индии, где с трудом можно разглядеть дно любой реки, озера или пруда. Когда мы впервые попали на территорию, где находится их саровар, огромный резервуар для воды, непосредственно питающийся родниковой водой, я был действительно поражен. Что за безмятежное место это было, и насколько это возвышающий опыт – окунуться в эту воду на рассвете. Так много любви в их служении, это превосходит любые представления, доступные нашему пониманию.
Я встречался с их духовным лидером раньше и всегда знал, что это произойдет снова. Он был другом Йоги Бхаджана, который много лет назад приезжал в Блуа во Францию, где Йоги Бхаджан преподавал курс «Прикосновение Мастера». В то время Йоги Бхаджан назначил меня ответственным за доставку чистой родниковой воды для Джагджит Сингха, так его звали, так как он использовал только такую воду. Я не разговаривал с ним тогда, но чувствовал глубокую связь с ним через поручение, которое мне дали. Нужно сказать, что в той местности ключевая вода не текла в изобилии. Чтобы найти то, о чем меня попросили, мне нужно было постараться. Мои поиски, в конечном счете, оказались успешны. Чистота воды, источник которой я обнаружил, изменила мое отношение к воде и ее качеству в целом. Так и Ле Мартинэ я основал именно в том месте, где из земли бьет такой источник чистой воды. Спустя несколько лет уже через профессора Суриндер Сингха, с которым я изучал Наад, я познакомился с индийскими музыкантами, оказавшимися учениками Джагджит Сингха, который, как я тогда узнал, является чрезвычайно опытным мастером Шабд Гуру. Намдхари известны по всему миру своим музыкальным мастерством.

ГД: Можно узнать подробнее, чем они вас так поразили?

КАРТА: Намдхари оказались вне всяких официальных учреждений сикхов, поскольку, в отличие от них, поклоняются живому гуру, которым и является Сат Гуру Джагджит Сингх, с которым мне посчастливилось встретиться тогда в Блуа. Мне было любопытно узнать больше об их практике и об истории их общины, которая была учреждена на периферии основного течения сикхизма. И хотя официальные главы сикхизма считают их своего рода изгоями, Намдхари многочисленны по всему миру. В основном это довольно квалифицированные и образованные люди, а также среди них есть большое количество музыкантов мирового уровня. Мне стало интересно, какие предпосылки способствовали рождению такого количества высокоразвитых мужчин и женщин, преуспевших в ходе истории во многих областях жизни.
Намдхари являются единственными сикхами, которые устояли перед влиянием англичан. Они известны своим отношением пассивного противостояния – еще задолго до того, как Ганди обозначил этот термин и провозгласил ненасилие одним из своих основных лозунгов. Многие из них погибли во время британских атак. Они всегда оставались борцами за свободу, горячо ратовавшими за равные права для мужчин и женщин; они провозгласили также уважительное отношение к животным, полагая их носителями душ. Намдхари непрестанно трудились во имя мирной жизни, основанной на честности и истинном сострадании.
Сегодня Намдхари являются бесспорными пионерами в области сохранения природы. Они собирают семена всех мыслимых растений и считаются одними из крупнейших производителей органических семян по всему миру. Будучи глубоко укорененными в Дхарме, они достигли впечатляющих политических и экономических результатов. Знакомство и жизнь среди этих людей стало действительно потрясающим опытом. Невероятный пример человеческой целостности, тронувший меня до глубины души. Нас одарили таким радушным гостеприимством, какое не смог бы обеспечить ни один из самых роскошных отелей. Команда учеников со всего мира заботилась о нас так, что мы чувствовали себя как дома с самой первой минуты пребывания у них, нас кормили самыми изысканными блюдами и питали своей божественной музыкой. Мы все получили благословение Сат Гуру Джагджит Сингха.

ГД: В чем именно состоит роль Сатгуру?

КАРТА: Сатгуру обучит вас методологии того, как воссоединиться со своей внутренней сутью, а не просто содержанием. Через живое присутствие и личные отношения с Сатгуру вы сможете обнаружить Гуру в своем сердце. Сатгуру Джагджит Сингх в основном работает через Наад, который является по сути наукой о реальности. Это поможет вам найти истинный звук и зазвучать в этом звуке. Будучи очень опытными музыкантами, Намдхари создали свои молитвы и шабды в соответствии с истинными Рааг. Мы просто сидели и слушали их часами. В этом можно заметить параллель с тем, что делал Йоги Бхаджан. Он давал нам шанс быть учителями, чтобы однажды мы стали ими действительно.

ГД: Кажется, Вы смогли найти то, что искали. Но как мы можем применить их пример целостности в нашей жизни на Западе?

КАРТА: Они предлагают видение личного и планетарного исцеления, которое является основным требованием для создания жизнеспособного, мирного и справедливого мира. Много лет говорилось о необходимости делать смелые шаги ради спасения нашей планеты. Проходили конференции, подписывались конвенции, ходатайства, соглашения – но, кажется, воз и ныне там. Любое решение будет лишено смысла, сути и перспективы, пока отсутствует чувство единства. Жизнь этих людей демонстрирует нам то, что самый смелый шаг, который может быть сделан, является духовным по сути! Прикладная осознанность, возвысит наше поведение по отношению друг к другу. Она наполнит смыслом основные столпы социальной жизни: деньги, занятость и бизнес. Настало время для создания экономики, где мы действительно могли бы делиться ее плодами, экономики вне диалектики капитализма и социализма. Пора прекратить эксплуатировать землю и начать благословлять ее честной работой и искренней молитвой.